Муниципальное общеобразовательное учреждение

        «Большеданиловская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публичный доклад       

 по итогам 2006-2007   

        учебного года

 

 

 

 

             Директор школы В.Э. Шабанова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    МОУ  «Большеданиловская общеобразовательная школа» открыта

 в 1926 году.

     Учредитель- администрация Мордовского района.

     Новое здание сдано в 1967 году. Оно построено по индивидуальному проекту, имеет водяное отопление, хорошо оборудованы кабинеты по всем предметам учебного плана.

     Школа расположена в центре села Большая Даниловка, вблизи от автодороги Мордово – Токарёвка. Рядом со школой расположены здание сельсовета, магазины, почта, Большеданиловский центр культуры и досуга,

Б-Даниловский ФАП. Удаленность села от районного центра Мордово 14 километров.

    В 2001-2002 учебном году школа прошла аттестацию и лицензирование и подтвердила свой статус – основной общеобразовательной школы, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет.

    В марте 2005 года в целях развития государственно-общественных форм управления обществом и организации взаимодействий учреждений образования, культуры, здравоохранения для обеспечения единства и преемственности усилий в сфере обучения, воспитания повышения качества образовательных, медицинских услуг и досуга населения на базе нашей школы был создан «Сельский социокультурный комплекс», в качестве экспериментальной районной площадки.

     Сельский социокультурный комплекс включает в себя учреждения социальной сферы, расположенных на территории села Большая Даниловка: МОУ «Большеданиловская основная общеобразовательная школа», МУ «Большеданиловский центр культуры и досуга», Большеданиловский сельский филиал муниципального учреждения культуры «Мордовская районная библиотека», фельдшерско-акушерские пункты сёл Козьминка и Большая Даниловка.

    По состоянию на 1 января 2006 года в школе обучаются 58 учащихся (9 классов-комплектов), из них в начальной школе-25 учащихся (4 класса-комплекта), в основной школе-33 учащихся (5 классов-комплектов).

     По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом:

-         семьи с низким уровнем доходов – 25 %

-         семьи со средним уровнем доходов – 69 %

-         семьи с высоким уровнем доходов – 6 %

     По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом

 

 I  группа – 2

II  группа – 49

III группа – 1

 

У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушение зрения и осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта.

     На индивидуальном обучении находятся 2 ученика: Григорьев Виктор (5 кл. инвалид I группы), Казаков Сергей (справка).

 

В школе наблюдается тенденция к снижению количества учащихся:

 

1.     2005-06 г. – 58 учащихся

2.     2006-07 г. – 55 учащихся 

3.     2007-08 г. – 56 учащихся 

4.     2008-09 г. – 52 учащихся 

5.     2009-10 г. – 48 учащихся 

6.     2010-11 г. – 48 учащихся 

7.     2011-12 г. – 45 учащихся 

8.     2012-13 г. – 41 учащихся 

9.     2013-14 г. – 38 учащихся

 

     Набор учащихся в школу осуществляется из близ лежащих сёл: с.Козьминка, с.Большая Даниловка, с.Малая Даниловка, д.Томилино. Радиус охвата обучения составляет-5 километров.

    Детского сада в селе нет, дети приходят в школу не подготовленными. В течение нескольких лет в школе работает «Субботняя школа для детей шестилетнего возраста».

    Основная причина перехода учащихся в другие школы – перемена места жительства.

    Идет непрерывная модернизация образования, обновляется и образовательная система нашей школы. Коллектив находится в целенаправленном поиске, не отказываясь от лучших школьных традиций.

 

               История возникновения Б-Даниловской школы

                                 (по материалам областного архива)

В конце XIX в. духовное ведомство Усманьского уезда открыло в селе церковно-приходскую школу и разместило её в 2-этажное смешанное здание церковной караулки, где школа занимала 2 классных комнаты.

Учащихся в то время числилось 58 человек.

В 1911 г. уездное земство открыло свою, начальную школу. 34 мальчика и 9 девочек стала обучать Кознова Екатерина Георгиевна. Обе школы просуществовали до 1918г. и были реорганизованы в единую трудовую школу I ступени.

В 1926 г. открыта ШКМ (школа крестьянской молодёжи), а в 1962 г. семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю.

Школа размещается в приспособленном одноэтажном здании, с печным отоплением, крытом железом, построенным в 1922 г., к которому в 1961г. произведена пристройка одной классной комнаты и комнаты для учебной мастерской.

Учащихся - 154 человека, учителей - 10 человек. Имеются кабинет химии, библиотека, с количеством 2267 книг и фруктовый сад 0,30га. Учебные занятия проводятся в одну смену.

1. Сборник материалов по народному образованию в Тамбовской губернии,

Тамбов, 1901г.

     2.ГАТО, ф. 105, оп..., д.71а, 1901г.

     3.Н.В. Муравьёв, И. Н. Муравьёва. Из истории возникновения и развития
     образовательных школ в городах и сёлах Тамбовской области.

г. Тамбов, 1972г.

 

 

МОУ «Большеданиловская оо школа» является юридическим лицом. В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении». В образовательном учреждении имеются основные нормативно-организационные документы: Устав, лицензия с приложением, свидетельство о государственной аккредитации; локальные акты, регламентирующие отдельные стороны деятельности школы, учебный план, штатное расписание. Проведена работа по обновлению содержания действующего Устава.

          

    МОУ «Большеданиловская оо школа», постоянно находясь в кардинально изменяющихся социально – экономических условиях, вынуждена и должна изменяться,  чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, которые к ней предъявляет общество и государство.

     Цель школы – создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика, который мог бы реализовать  себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и развития с учетом сложившейся социальной обстановки и социального заказа.

С марта 2005 года, в связи с обстановкой, с ухудшением и реорганизацией структурных подразделений на селе, школа стала единственным и единым центром жизни для сельских жителей. С этой целью мы создали на базе нашей школы «Сельский социокультурный комплекс». Такое решение позволило, с одной стороны сохранить социально-важные для села учреждения, а с другой, - существенно сэкономить бюджет сельсовета, сократить расходы на содержание той же библиотеки, клуба. В условиях хронического дефицита бюджетных средств – это было правильным и продуманным решением.  

 

    Школа кадрами полностью не укомплектована, нет учителя истории, в новом учебном году открыта вакансия. Количественный состав – 11 человек, имеют 1 категорию -  5 человек, 2 категорию -  6 человек.

    С 2005 года на базе школы создан сельский социокультурный комплекс, т.к. школа является единым и единственным образовательным и культурным центром на селе.

    Все дети на территории сельского совета обучаются, отсева нет, основная причина перехода учащихся в другие школы – перемена места жительства.

    Руководитель постоянный, работает директором 17 лет.

Сельская школа сегодня выполняет не только образовательную, но и важную социальную функцию, ведь даже маленькая школа в деревне – это чувство стабильности человека, центр культуры, и досуга жителей села просветительской работы, как для детей, так и для взрослых.

    Наши учителя делают все возможное для создания в школе соответствующей развивающейся среды, способной обеспечить индивидуальное раскрытие каждого ребенка, а само обучение сделать максимально эффективным.

 

Основными приоритетами в нашей работе мы считаем:

·         открытость образовательного процесса;

·        уважение к личности ученика и педагога;

·        стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

·        создание условий для развития каждого учащегося  с учётом его индивидуальных возможностей;

·        организация непрерывного образования учащихся;

·        признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

·        сохранение и передача педагогического опыта;

·        ориентация на использование передовых технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;

·        активное включение выпускников школы в образовательный процесс.

 

Мониторинг и анкетирование, проводимые на протяжении нескольких лет обеспечивает администрацию необходимой объективной информацией о мнениях учащихся, родителей по поводу нововведений. Анкетирование проводится и по планам классных руководителей и по плану администрации школы по мере возникновения проблем. Коллектив школы взаимодействует с родителями (законными представителями) через родительские собрания, заседания родительского комитета, Попечительский совет, совет профилактики и безнадзорности правонарушений.

Беря во внимание общественный запрос на профилизацию школы, мы провели в старших классах социологические опросы. По результатам опросов с 2005 года ввели в 9 классе элективные курсы по выбору учащихся.

     Мы  собираемся сосредоточить свои усилия на:

1.  Продолжить работу по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010года.   

2.  Создать учителям условия для реализации приоритетного национального проекта «Образование».

3.  Создать систему работы над творческим, морально-нравственным развитием личности, обеспечить заботу о здоровье учащихся, социальную защиту детей и работников школы.

     4. Продолжить развитие информационной образовательной среды,  

         внедрение в образовательный процесс информационных технологий,   

         Интернет - технологий.

5.  Обеспечить безопасность и противодействие терроризму в образовательном учреждении.

6.  Создать условия для дальнейшего развития элективных курсов в 9 классе, в соответствии с образовательными запросами детей и родителей.

 

Задачи, стоящие перед коллективом школы на 2006 - 2007 учебный год:

1.     Продолжить работу по претворению в жизнь программы развития школы на основе гуманистического и личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в свете концепции модернизации образования.

2.     Содействовать воспитанию и развитию ребенка как свободной и творческой личности на основе:

·        Организация элективных курсов в соответствии с образовательными запросами детей и родителей.

·        Создание условий для проявления самостоятельности, ответственности, творчества в решении вопросов школьной жизни.

·        Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение школьников к здоровому образу жизни.

3.     Продолжить внедрение в практику школы методик системного анализа деятельности учителей и учащихся как средства достижения более высокого качества образования путем:

-         повышения компетентности преподавателей в области диагностики, мониторинга и самообразования с применением информационных технологий;

 

Система управления ОУ строится на принципах демократии, гласности, сочетания единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления школы являются:

          общее собрание трудового коллектива школы;

          педагогический совет школы;

          ученический комитет;

          конференция школы;

          Совет школы;

          детская школьная организация.

Коллектив школы решает свои задачи в тесном взаимодействии с родителями и общественностью.

   Управление школой осуществляется Советом школы, управление ССКК осуществляется координационным советом.

Большеданиловская оо школа осуществляет свои функции в рамках двух ступеней:

 - начальная школа

-         основная школа.

     Административное управление осуществляет директор и его заместитель. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через совет школы, педагогический совет, методический совет.

    Заместитель директора реализует, прежде всего оперативное управление образовательного процесса и осуществляет мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контроль-регулировочную и оценочно-результативные функции.

    Старшая вожатая организует деятельность детского объединения, управляет коллективом детей на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, тесного творческого сотрудничества.

   На основании анализа работы школы за 2005-06 учебный год коллектив школы выдвинул на 2006-07 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи:

 - гуманизация общеобразовательного процесса;

 - формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии;

 - создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;

- сохранение здоровья учащихся;

-         раскрытие творческого потенциала учащихся.

 

На основании выдвинутых задач педагогическим советом школы был разработан план работы школы на 2006-07 учебный год.

План деятельности на 2006-2007 год включает в себя: анализ учебно – воспитательной работы за предыдущий год обучения, основные мероприятия и  годовую циклограмму на следующий год обучения. Данный план утвержден приказом директора школы и одобрен педагогическим советом школы. Расписание школы составлено на основе учебного плана и основных требований СанПиН на 2006-2007 учебный год и утвержден управлением Роспотребнадзора. Учителя школы на основе учебного плана и государственного стандарта в начале сентября разработали программы и календарно – тематическое планирование на весь учебный год. В школе имеется наличие документации по проведению итоговой аттестации, материалы по воспитательной работе и основные документы, отражающие контрольную деятельность администрации (план внутришкольного контроля, план методической работы в школе).

      Внеурочная воспитательная работа в школе проводится ежедневно во второй половине дня по плану воспитательной работы в школе и совместно с планом работы ССКК.

      В школе разработана и функционирует образовательная программа. Образовательная программа предполагает постепенные поэтапные изменения педагогической системы. Изменения рассчитаны на долгосрочный период, глубокую перестройку образовательного процесса в школе. Школа становится гарантом получения прочных знаний, раскрывая способности каждого ученика. Для этого необходимо создать новую образовательную среду в школе.  Это должна быть атмосфера творчества педагогического коллектива      единомышленников, учащихся и родителей в ходе организованного по-новому учебного процесса и системы дополнительного образования, в результате чего у школьников формируется культура существования в школе, социуме, обществе.

Базисный учебный план МОУ «Б-Даниловская основная общеобразовательная школа» составлен на основе федерального и регионального учебных планов, с учетом особенностей нашей школы.

   В учебном плане школы отражаются основные показатели базисного учебного плана:

-         образовательные области;

-         изучаемые предметы в составе образовательных областей;

-         количество часов, отводимых на изучение базовых предметов, предметов регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения;

-         количество часов отводимых на изучение элективных курсов.

Часы из школьного компонента образовательного учреждения в 2006-07 учебном году мы распределили следующим образом:

                           I ступень.

    Для более прочной реализации ЗУН, на освоение детьми практических навыков мы добавили из школьного компонента во 2 классе 1 час на нетрадиционный курс «Занимательная математика».

Во 2,3, 4 классах добавлен 1 час на внеклассное чтение. Это позволяет работать над дальнейшим расширением читательского кругозора, культурой речевой коммуникации.

    В начальных классах в течение десяти лет изучается немецкий язык (со 2–го класса 1 час в неделю). В 2006-2007 учебном году вводим со 2 класса английский язык, так как учитель получил второе образование.

   На доступном уровне ученикам младших классов дается в игровой форме целостное представление о немецком языке. Эти знания в дальнейшем помогают учащимся в усвоении предмета (2 ступень).

   С целью дальнейшего оздоровления младших школьников и учеников 5 классов мы добавили по 1 часу на образовательную программу «Физическая культура», чтобы продолжать формировать у младших школьников потребность в бережном отношении к своему здоровью, овладении жизненно-важными двигательными навыками и умениями.

 

 

 

                                      II ступень.

    Так как в нашей школе созданы необходимые условия для изучения курса «Информатика», мы вводим его и курс ОБЖ за счет часов компонента в 5, 6, 7-8, 9 классы по 1 часу.

   Учитывая востребованность иностранного языка в дальнейшем обучении учащихся в 5-9 классах,  увеличено количество часов на 1 час.

   В шестом классе на изучение русского языка добавлен 1 час. Это вызвано большим объемом материала учебника и его сложностью, для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков учащихся.

   В пятом классе на изучение математики добавлен 1 час с целью более полного усвоения ЗУН и адаптации ко 2 ступени.

   В 7 классе выделяем дополнительные 0,5  часа из компонента образовательного учреждения для изучения нетрадиционного курса «Занимательные вопросы биологии».

                                       

                                 Элективные курсы: 9 класс (102 часа)

Дружинина Т.В. «Мир заповедной зоны» -18 ч

Бурмисова Е.В. «Риторика» - 17 ч

Дорофеева О.Е. «Человек и его здоровье» - 9 ч

                            «В мире современных профессий» - 8 ч

Какоткина С.В. «Математика и экономика» - 17ч

Рачков В.А. «Глобальные сети Интернет» - 17ч

Вяльцева О.В «Немецкие традиции и праздники». – 17ч

     Школа работает по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днем в одну смену (за исключением 1  класса, обучение  в котором осуществляется в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями). Максимальная продолжительность академического часа 40 минут (для 1-го класса в первой четверти – 35 минут).В учебном плане школы количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не может быть ниже количества часов, определенных государственным примерным (базисным) учебным планом: учебная нагрузка и режим занятости обучающихся определяется Уставом образовательного учреждения в соответствии  санитарно - гигиеническими требованиями.

 Учебный год в школе начинается 1 сентября, делится на 3 части:

          учебный период;

          экзаменационный период;

          каникулярный.

     Продолжительность учебного года в 1-ом классе – 33 недели, в последующих  – 34 недели.

Для эффективной реализации программы развития нам необходимо осуществлять гласный контроль за работой всех участников процесса по трем параметрам:

1.     оценивать достижения результатов;

2.     прогнозировать ожидаемые последствия;

3.     оценивать привлекательность и полезность последствий.

 

В школе работают общеобразовательные классы, и осуществляется индивидуальное обучение на дому (для детей инвалидов).

В нашем образовательном учреждении реализуются как типовые, так и авторские программы:

-         «Крестьянская усадьба» - Дорофеева О.Е. учитель химии и биологии;

-         «Занимательная биология» 7 класс - Дорофеева О.Е. учитель химии и биологии;

-         «Занимательная математика» 2 класс – Лукьянова Л.Е. учитель начальных классов;

Эти программы утверждены на педагогическом совете школы. Учебный план (по необходимости) предусматривает введение интегрированных уроков, которые прочно вошли в практику учителей нашей школы (Какоткина С.В., Дружинина Т.В., Бурмисова Е.В., Анохина Л.В. и др.).

 В 9 классе три часа компонента образовательного учреждения отводится на элективные курсы предпрофильной подготовки обучающихся.

  В системе дополнительного воспитания в школе реализуются следующие программы: «Здоровье», «Субботняя школа развития детей 6-ти летнего возраста», «Патриотическое воспитание», подпрограмма «Профилактика правонарушений в школе».

   Средняя недельная нагрузка учащихся соответствует количеству часов нормам базисного учебного плана по максимальному объему учебной нагрузки обучающихся.

Состояние воспитательной работы и дополнительного образования.

    Система воспитательной работы ведется по следующим направлениям:

1.     Нравственно – патриотическое воспитание.

2.     Общественная деятельность, формирование философского мировоззрения.

3.     Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей.

4.     Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду, как к важнейшей ценности в жизни.

5.     Деятельность в области художественного и эстетического воспитания.

6.     Деятельность в области формирования правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности.

7.     Спортивно – оздоровительная деятельность. Формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.

8.     Формирование культуры семейных отношений.

 На базе школы работает одна оплачиваемая спортивно-оздоровительная секция. Все предметные кружки 1 раз в месяц по графику учителя проводят бесплатно:

«Я и мой компьютер», «КЮМ», «Зеленая лампа», «КЛС», «Географическое казино», «КЮБ», «Родное слово»(2-3кл), «Умелые ручки»(1кл), «Умелые руки»(4кл).

Система воспитательной работы в школе строилась на основе совместной творческой личностно-ориентированной деятельности детей и взрослых.  Основное направление в воспитательной работе – гражданско-патриотическое в рамках программы «Патриотическое воспитание».

Работает школьное самоуправление. Учащиеся школы являются помощниками всех школьных мероприятий. Ребята вовлекаются во внеклассную творческую деятельность, которая даёт тренинг самостоятельности и убеждает ребёнка в огромных возможностях его личности. Налажена  работа детской  общественной организации «Лучик». Проводятся заседания совета отряда, действуют классные отряды, ведётся работа по организации активов классов,  учащиеся изучают историю Родины, знакомятся с историей своей семьи, являются связующим звеном поколений, живут романтикой детства.    

  На высоком уровне спортивная и физкультурно-массовая работа. В школе функционирует спортивно – оздоровительная секция.

   В образовательном учреждении система работы по воспитанию здорового образа жизни – программа «Здоровье», цель которой воспитание здорового человека путем валеологизации образовательного процесса, проведением динамических пауз и физминуток, соблюдением санитарно – гигиенических норм при проведении учебных занятий и на переменах, профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни.

     Особое внимание уделяется соблюдению санитарно-гигиенических норм, питанию детей, ведется работа по здоровьесберегающей педагогике.

В МОУ «Б-Даниловская оо школа» - 52 ученика. I ступень - 22 человека,

 II ступень – 30 человек.

  За последние несколько лет кадровый состав школы существенно не меняется. Число учителей – 11.

   Качественный состав педагогических кадров по уровню образования претерпел значительные изменения:

·        99% - педагогов имеют высшее образование

·        1% - не законченное высшее образование

    За последние 3 года наблюдается значительный рост профессионального   

    уровня педагогов:

·        Высшая категория - нет

·        Первая категория – 5 человек

·        Вторая категория – 6 человек

 

   Директор школы – Шабанова Вера Эдуардовна награждена нагрудным знаком «Отличник просвещения», работает в школе – 32 лет.

  Заместитель директора по УВЧ – Бурмисова Елена Вячеславовна, работает в школе 24 года, учитель первой категории.

   Возрастной состав кадров:

·        До 30 лет – 1 человек

·        От 30 до 55 – 10 человек

·        Старше 55 лет – 1 человек. 

    

  Удовлетворённость педагогов:

·        Удовлетворены:

 - работой в данной школе – 88%

·        Затруднились ответить – 12%

 - взаимоотношениями с коллегами – 76%

* Затруднились ответить – 24%

 - зарплатой не удовлетворены – 100%

* Заботой администрации о нуждах педагогов

 - удовлетворены – 70%

 - не удовлетворены – 20%

 - затруднились ответить – 10 %

 

     

 

    В 2006-07 учебном году в школе обучается 52 ученика.

        1 ступень – 22 человека;

        2 ступень -  30 человек.

   Предшкольная подготовка – 3 человека.

           У большинства учащихся уровень знаний по предметам соответствует требованиям государственных стандартов. Но у некоторых учащихся мотивация к учебе лишь на уровне «всплеска», отсутствует стремление к минимальному учебному труду.

    На момент поступления в ОУ дети приходят неподготовленными, поэтому с 2005 года мы открыли «Субботнюю школу развития детей 6-летнего возраста» Это позволило выявить и развить у детей творческие способности, пробудить у ребенка любознательность, психологически подготовить детей к последующему  обучению. В основном дети из многодетных и малообеспеченных семей. Этнический состав -  в основном русские, но есть семьи со смешанным браком (русские и украинцы). Беженцев и переселенцев нет.

    Из учащихся 1 ступени обучения для 3 учащихся базисный учебный план является частично сложным. Одного ученика 1 класса готовим на МПК, один ученик (3 класс) не успевает  по русскому языку, один (4 класс) по математике.

    Из 29 учащихся  2 ступени обучения один (5 класс) не успевает по русскому языку. Учителя ведут дополнительные занятия после уроков, выполняют вместе с ними домашнее задание.

    Перспективная численность до 2010 года выглядит следующим образом:

    2007- 08 уч. год – 55 человек;

    2008 – 09 уч. год – 51 человек;

    2009 – 10 уч. год – 54 человека.  Контингент учащихся стабильный (причина выбывания -  только перемена места жительства родителей).

   За последние три года   все выпускники школы трудоустроены, правонарушений нет. Детей, состоящих на учете в КДН - нет. Детей склонных к употреблению алкоголя, и наркотиков нет. В школе совместно с/советом хорошо поставлена работа по профилактике правонарушений. Разработана и действует программа «Профилактика правонарушений».

    Количественный состав учащихся не превышает лицензионного норматива  (Л.Н. 70ч).

     Переход от дошкольного детства  к школьному  характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребенка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него аффективную окраску.

    Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирование его личности.

  В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.

МОУ «Большеданиловская основная общеобразовательная школа»  находится в селе Большая Даниловка Мордовского района Тамбовской области. Удаленность от р.п. Мордово составляет 14 км.

На территории села расположены такие объекты: ООО «Славянка» образования (1 школа), культуры (1-сельский клуб, селъская библиотека), здравоохранения (2 - ФАП), объект торговли, отделение связи.

Отсутствуют: объекты общественного питания, дошкольные учреждения, физкультуры и спорта, коммунального хозяйства, транспорта.

Характеристика жилого фонда:
- частный сектор - 290 дворов.

На территории села Большая Даниловка  проживает 687 человек.

По возрастному составу население делится на следующие группы:

-   дети - 106 (из них: до 7 лет – 29 человек; от 7 до 17 - 77 человек):

-   молодежь ( от 18 до 29 лет) - 56

-   взрослое население - 312 человек;

-   пенсионеры-228 человек.

По занятости: 

-   школьники - 77 человек;
-
студенты  - 24 человека;  

-   работающее население - 163 человека.

Группы населения, нуждающиеся в помощи:

-   малоимущие семьи - 6;

-   многодетные семьи - 7;

-   неполные семьи - 5;

-   матери одиночки - 4; 

-   ветераны ВОВ-4;   

-   дети сироты (опекаемые) - 2;

- воины-интернационалисты -3.
Группы риска:

-   трудные подростки –

 - ранее судимые – 1.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ Б - ДАНИЛОВСКОЙ ОО ШКОЛЫ

Количество детей 52  мальчиков 23   девочек 29

1.       Количество многодетных семей - 5

а) в них детей, обучающихся в школе - 13

б)          в других учебных заведениях - 4

в) в детских садах, дома - 8

2.       Количество малообеспеченных семей - 29

а) в них детей, обучающихся в школе - 36

3.       Количество неполных семей - 12

детей, обучающихся в школе - 14 из них воспитываются:

а) вдовами -

б)         матерями — одиночками - 2

в)          разведенными - 11

4.       Количество семей беженцев -

а) детей, обучающихся в школе -

б) в других учебных заведениях -

в) в детском саду, дома -

5.       Количество семей, вынужденных переселенцев -

а) детей, обучающихся в школе -

б) в детском саду, дома -

6.       Количество семей - ликвидаторов аварии на ЧАЭС -

а) детей обучающихся в школе -

б) в детском саду, дома -

7.       Количество семей, участников вооруженных конфликтов -

а) детей обучающихся в школе -

б) в детском саду, дома -

8.           детей инвалидов - 1

9.           Количество опекунских семей - 1

а) детей, обучающихся в школе - 1

б)          в других учебных заведениях -

в) в детском саду, дома -

10.     Количество неблагополучных семей - 3

а) из них стоящих на внутришкольном учете - 3

б)          из них, состоящих на учете в РОВД -

11.     Количество учащихся, получающих бесплатное питание - 49

а) из многодетных семей - 13         б) из малообеспеченных семей - 36

в) туб инфицированных детей -

г) детей - чернобыльцев -

д) детей получающих сухой паек -

12.     Количество учащихся получающих льготные проездные билеты -

а) из многодетных семей - 13

б) детей находящихся под опекой (попечительством) -

в) из малообеспеченных семей -

13.     Количество учащихся получающих пособие - 13

на школьную форму - 13

на спортивную форму -

14.Количество учащихся с ослабленным здоровьем - 25

15. Количество учащихся отдохнувших - 49

а) при школьном лагере - 40

б) загородных оздоровительных лагерях 4

в) при «Доме милосердия» -

г) при стационаре городской поликлинике -

д) других местах отдыха (деревня, дача и т.д.) -

е) в г. Тамбове -

16.     Количество семей - 34

в них родителей – 71

отцов - 38

матерей - 32

опекунов -1

      из них:

а)      неработающих - 18

б)      работающих - 53

в)      зарегистрированных в центре занятости -

г)      находящихся в местах лишения свободы -

из них:

а)      рабочие - 33

б)      служащие - 11

в)      военнослужащие -

г)      частные предприниматели - 3

д)      пенсионеры -

е)      безработные - 18

ж)     инвалиды - 6

17.     Количество родителей, имеющих:

а)       высшее образование - 6

б)      неполное высшее образование -

в)      средне-специальное образование - 13

г)      среднее образование - 52

д)      неполное среднее образование -

18.     Группы риска:

а)       курящие дети - 1

б)      склонные к употреблению спиртных напитков -

в)       склонны к токсикомании -

г)      склонные к наркомании –

д)      склонные к бродяжничеству –

 

Исходя из  задач, поставленных перед коллективом в 2005-2006 учебном году, администрация и педагогический коллектив МОУ «Б-Даниловская оош» проводили целенаправленную работу по программе развития школы на основе гуманистического личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в свете концепции модернизации образования; по внедрению в практику работы школ методик системного анализа деятельности учителей и учащихся как средства достижения более высокого качества; по воспитанию и развитию ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности, по сохранению и укреплению здоровья детей. Основное внимание уделялось повышению образовательного потенциала педагогов за счёт прохождения курсов повышения квалификации учителей, аттестации педагогических кадров, а также образовательного потенциала учащихся через  сотрудничества с внешкольными учреждениями: Домом творчества, музыкальной и спортивной школами, систематического взаимодействия с другими образовательными учреждениями и ДОУ, включения учеников и учителей в самообразовательную деятельность. Показателями выполнения намеченных на учебный год целей и задач явились результаты деятельности:

   1.Осуществлена  реализация режима работы школы. В 1-ую смену обучается 52 человека. Учебная нагрузка школьников в режиме пятидневной учебной недели для первоклассников и шестидневной – для учащихся 2 - 9 классов не превышала предельно допустимой нормы. Целесообразно организовано рабочее время учителей, имеющих небольшую учебную нагрузку.

   2.Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности. Результаты экзаменов за курс основной  школы также свидетельствуют о  достаточном уровне обученности выпускников 9-х классов, что объясняется высоким профессионализмом педагогов, результатом использования ими в педагогической практике личностно-ориентированного подхода к  обучению, гуманистическим стилем общения детей и взрослых, возможностью выбора большинства предметов для сдачи на экзаменах.

       Основной задачей управленческой деятельности в нашей школе является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственных  образовательных стандартов. Контроль осуществляется на основании плана  работы школы, положения о внутришкольном контроле. По итогам мониторинговых исследований составляются аналитические материалы, издаются приказы директора. Внутришкольный контроль строится в соот­ветствии с целями и задачами школы. Администрацией школы используются различные формы внутришкольного контроля: тематический, фронтальный, индивидуальный, классно-обобщающий, комплексно-обобщающий. Основой совершенствования учебного процесса является анализ деятельности учителя.       

     Систематизированные данные внутришкольного контроля ведутся в графи­ках, таблицах. Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на сове­щаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг, проводимый на протяжении не­скольких лет, обеспечивает администрацию необходимой объективной  ин­формацией, позволяет соотнести результаты с поставленными задачами , кор­ректировать управленческую деятельность.

Качественный показатель за последние 3 года составил:

2003-2004 учебный год – 41%

2004-2005 учебный год – 43%

2005-2006 учебный год – 41%

2006 -2007 учебный год -  44%

 

       Управленческая система ОУ представлена Попечительским Советом  и Советом школы. Административные обязанности в педколлективе распределены согласно должностным инструкциям, которые определяют основные координации деятельности аппарата. Вся работа по сохранению здоровья учащихся ведется строго по программе «Здоровье» (все учащиеся школы проходят медицинский осмотр врачами ЦРБ; весь педагогический состав прошел диспансеризацию.

     Локальная сеть отсутствует, т.к. в школе один компьютер (2000 года выпуска). Обобщение материалов по различным направлениям деятельности образовательного учреждения накапливаются в базах данных и хранятся в компьютере и в электронном варианте.

 

   Уровень социально-психологической комфортности образовательной среды находится на среднем уровне. Учащиеся чувствуют себя в школе комфортно, безопасно, уютно. Учителя с родителями своими силами создают этот комфорт и уют (ежегодный текущий ремонт классных комнат).

 Лицензионный норматив по площади на одного обучаемого выдерживается. Реальная площадь на одного обучаемого в образовательном учреждении составляет – 14м2 . Для улучшения материально-технического обеспечения приняли участие в региональном конкурсе «Модели оптимизации сети общеобразовательных учреждений Тамбовской области».

 

В образовательном учреждении две библиотеки: сельская и школьная. Пополнение и обновление фондов библиотек очень слабое. Фонд сельской библиотеки - 4962 экземпляра. Фонд школьной библиотеки – 800 экземпляров, из них методической литературы -  30 экз, учебной – 20 экз, художественной – 750 экз.

   Учебную литературу родители приобретают  за свои средства. Отдел образования выделяет небольшое количество учебников для малообеспеченных семей. Реальная обеспеченность учебной литературой – 100%.

    В школе имеется небольшое количество электронных учебников, 2001 года выпуска.

       По штатному расписанию ставки библиотекаря нет. Ответственный за библиотеку назначается приказом директором по школе (доплата из надтарифа).

 

      Социально – бытовые условия образования отвечают потребностям всех участников образовательного процесса. В школе соблюдается температурный режим по САНПИНу.

      Медицинское обслуживание.

  В школе ставки медицинского работника нет. В социуме, прилегающим к школе, находятся два ФАПа сел Б-Даниловки и Козьминки. В плане ССКК разработан целый комплекс мероприятий, которые медработники проводят совместно со школой.  Имеется договор с ЦРБ о медицинском обслуживании.

 Группы здоровья: 1гр – 2 уч. ; 2гр – 49 уч.; 3гр – 1 уч.

    Организация питания:

  Собственной столовой не имеем, есть доготовочная столовая. Контроль за качеством пищи осуществляется зав. ФАПами. Договора с различными организациями о порядке обеспечения питанием  - нет.

Сохранение физического и психического здоровья.

   Объекты физической культуры и спорта находятся в удовлетворительном состоянии. Спортивный зал отсутствует, коридор оборудован под занятия спортом.  Несмотря на это, учащиеся школы за последние три года  постоянно занимают призовые места в районных спортивных соревнованиях (мини- футбол, теннис, шахматы). Имеется собственная открытая спортивная площадка ( мини-футбольное поле, легкоатлетическая площадка). Площадка используется в соответствии с расписанием урочной и внеурочной деятельности.

   Расписание уроков соответствует нормам САНПИНа, обеспечивает смену характера деятельности учащихся.

  

Состояние психологической службы.

Школьного педагога – психолога у нас нет, поэтому работа социально-психологической службы ложится в основном на плечи классных руководителей.

 Системно проводят эту работу учителя начальных классов.  Результаты диагностики определяют логику поэтапного процесса психокоррекционной работы.

   Обучающиеся чувствуют себя в школе достаточно уверенно и в безопасности. Администрацией разработан комплекс мер по обучению учащихся в экстремальных ситуациях. Ежемесячно проводятся тренировки по правилам эвакуации из здания школы, классные часы по данной тематике. Процесс обучения большинству учащихся нравится (по результатам анкетирования). Дети понимают важность приобретения знаний и их необходимость.

   В процессе обучения дети духовно и нравственно совершенствуются, получая эмоциональное и культурное развитие. Пропусков занятий по неуважительным причинам нет.

 

  Качество знаний выпускников по итогам текущей и промежуточной аттестации за три года в %.

 

Предмет

2003-04 уч.год

2004-05 уч.год

2005-06 уч.год

Русский язык

     60

     56

          33

Алгебра

     70

     50

          33

Литература

     90

     89

          72

География

     70

     78

          61

Биология

     70

     72

          50

 

Качество знаний выпускников ухудшается в связи с тем, что из М-Даниловской школы прибыли учащиеся с низким качеством знаний, родители которых не имеют даже начального образования.

   Преобладающими методами в работе со старшеклассниками является совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа. Учителя стремятся организовать и увлечь учащихся активным процессом решения познавательных и практических учебных задач.

       Все наши выпускники подтверждают свои знания в других учебных заведениях, в базовой Оборонинской сош, где учится самый многочисленный контингент наших выпускников.

 

2002-2003 учебный год – 4 выпускника поступили в ВУЗы,

2003-2004 учебный год – 4 выпускника поступили в ВУЗы,

2006 -2007 учебный год –   3 выпускника поступили в ВУЗы,

 1 выпускник – в техникум. Но есть и такие группы обучающихся, которые учатся ниже своих возможностей и могли бы успевать лучше. У многих из них мотивация к учёбе лишь на уровне «всплеска»; отсутствует стремление даже к минимальному учебному труду. Их знания не соответствуют уровню обученности, которого следовало бы ожидать от выпускника основной школы.

   Анализ мониторинговых и тестовых исследований, проводимых в школе за последние 3 года, подтвердил соответствие содержания, уровня и качества подготовки  учащихся и выпускников требованиям Госстандартов.

 Мониторинг проводимый на протяжении 3х лет, позволяет соотнести результаты с поставленными задачами.

В течении последних 3х лет качество знаний учащихся – стабильное (41-43%)

                 Материалы итоговых аттестаций обучающихся

                                       

  Сведения об уровне усвоения знаний обучающимися 4 класса.  2006-2007 год

 

Предмет

ср. балл

успеваемость

кач-во знаний

Русский яз.

3,7

100%

50%

Окружающий

мир

3,7

100%

50%

Математика

3,8

75%

50%

 

   Результаты тестирования 4х классов показали, что учащиеся 4-го класса показывают постоянный процент качества – 50, однако % обученности по математике составляет 75, один ученик класса программный материал не усваивает. 

   

Сведения об уровне усвоения знаний        

       обучающимися 9 класса. 

         2006-2007 учебный год

 

предмет

ср. балл

успеваемость

кач-во знаний

Русский яз.

4

100%

100%

Биология

4,7

100%

100%

Математика

4,8

100%

100%

 

В 9 классе обучается 1 ученик, который показывает 100% успеваемость.

 

В 2006 – 07 уч.году в начальных классах обучалось 22 человек. Аттестовались 18 человек. Из них на «4» и «5» учебный год закончили – 8 человек (44%). В начальных классах качество знаний стабильное.

  Анализ уровня обученности учащихся1 класса показал, что 6 учащихся из 7 овладели базовыми программными ЗУНами по всем учебным предметам. 1 ученик оставлен на повторный год обучения по решению МПК.

  Учащиеся начального звена имеют достаточные знания для продолжения обучения на 2-ой ступени.

 На конец года в 5 – 9 классах обучалось 33 ученика. На «4» и «5» закончили 11 человек (33%). Все учащиеся справились с заданиями годового контроля (100%).

    За последние 3 года согласно результатам и тестирования уровень знаний обучающихся – стабильный (74%). На итоговой аттестации выпускники подтверждают уровень промежуточной аттестации.

 

 

Сведения об уровне усвоения знаний   

        обучающимися 9 класса

                              2005-2006 года выпуска

 

Предмет

Кол-во выпускников

Промежуточный контроль

Письменная гос. аттестация

Итог, результаты

 

 

 

 

обученность

качество

обученность

качество

обученность

качество

Русский язык

9

100

33

100

33

100

33

Алгебра

9

89

33

100

33

100

33

 

Предмет

Кол-во выпуск­ников

промежу точный контроль

Гос. аттестация

Итог, результаты

 

 

 

 

Обученность,

%

Качество,

%

Обученность,

%

Качество.

%

Обученность,

%

качество

%

Литера -тура (устно)

6

100

67

100

67

100

67

Геогра -фия (устно)

9

100

67

100

78

100

67

Биология (устно)

3

100

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

Кол-во выпускников

Выбрали предмет на гос. (итоговой) аттестации

Литература

География

Биология

9

6/67

9/78

3/100

 

 

 

 

                                       ИТОГИ  II ПОЛУГОДИЯ

 

        (по Большеданиловской основной общеобразовательной школе

         за 2006 - 2007)

 

 

 

Начальная

школа

Основная

школа

Общий по

Школе

Качество

знаний

53%

33%

43%

Уровень

обученности

94

97

96

Средний

балл

4,5

4,4

4,5

 

Результаты по русскому языку

 

Качество

знаний

48%

47%

47%

Уровень

обученности

96%

100%

98%

Средний

балл

3,7

3,7

3,7

Результаты по математике

 

Качество

знаний

48%

50%

49%

Уровень

обученности

96%

100%

98%

Средний

балл

3,7

3,8

3,8

   Мониторинг результативности учебного процесса школы

 за 2006-07 учебный год

 

 

класс

Кол.

учащихся

Кач.

знаний

класса

%

обученности

класса

Средний

балл

класса

Средний

 балл

школы

%

обученности

школы

Качество

знаний

школы

2

3

4

5

6

7

8

9

6

6

7

7

9

1

9

8

50

54

57

33

44

100

33

50

70

70

71

67

86

81

74

83

4,1

4,0

4,1

4,2

4,6

4,5

4,2

4,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

96,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

   

Степень обученности по предметам выглядит следующим образом:

 

Ф.И.О.                     

Предмет

Степень обученности

Качество знаний

Какоткина С.В.    

Математика

64 %

65 %

Шабанова В.Э.

Нач.классы  2класс

66 %

71 %

Дорофеева О.Е.

Химия,биология,физика

58 % 81 % 63 %

56 % 81% 64%

Анохина Л.В.

Нач.классы  4 класс

86%

94 %

Бурмисова Е.В.

Русский язык, литература

76 %

70 %

Костяев А.А.

Физическая культура

70 %

75 %

Вяльцева О.В.

Немецкий язык

65 %

70 %

Рачкова А.А.

Начальные классы 3 класс

86 %

50 %

Рачков В.А.

Физическая культура, информатика

89 %

90 %

75 %

58 %

ДружининаТ.В.

География, история

75 %

77 %

Лукьянова Л.Е.

Начальные классы 1 класс

Все учащиеся

программу

выполнили

 

       Педагогический коллектив МОУ «Большеданиловская оо школа» работает в течение нескольких лет над методической проблемой «Соотношение инновационной и традиционной составляющих образовательной системы школы»

       Определяющий тон нашей школы – содружества учителей единомышленников, которые стремятся помочь своим ученикам самоутвердиться и развить свои способности. Каждый умеет найти подход к учащемуся, вовремя отреагировать на непредвиденные обстоятельства, справедливо и непредвзято разобраться во взаимоотношениях ребят между собой и с педагогами.

       Исходя из этого, был определён в методической работе следующий круг задач:

1.     Изучение и внедрение методик личностно – ориентированного обучения;

2.     Совершенствование педагогического мастерства учителя;

3.     Развитие учащихся с учетом их возрастных, физиологических особенностей.

Поставленные перед школой задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы.

      В школе работают следующие методические объединения:

-         учителей начальных классов (отв. Анохина Л.В.)

-         классных руководителей        (отв. Рачкова А.А.)

      Каждое методическое объединение работало над своей темой, тесно связанной с методической темой школой. На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:

-         самостоятельная работа учащихся, ее содержание и организация

-         внедрение тестовых методов контроля в УВП

-         работа с образовательными стандартами

Все остальные учителя входят в методические объединения базовой школы – Оборонинская сош.

Педагогический коллектив школы имеет высокий профессиональный уровень. Совершенствование профессионального уровня учителей осуществляется через регулярное прохождение курсов повышения квалификации, посещение районных семинаров и через аттестацию педагогических кадров. За последние 3 года на базе школы были проведены 3 районных семинара (директоров оо школ, учителей математики, учителей иностранного языка и в истекшем 2006 году – учителей начальных классов, русского языка и литературы (22 октября).

Среди учителей и внутри методических объединений организовано взаимопосещение уроков. Самообразование учителей осуществляется через выбор методической темы и систему работы над ней. В 2005 – 2006 учебном году начата работа по организации предпрофильного обучения. Учителями предметниками составлены программы элективных курсов для 9 класса.

   Традиционны предметные недели по естественно-математическим, гуманитарным дисциплинам. В декабре 2006 года очень интересно прошла в школе «Неделя русского языка и литературы» (отв. Бурмисова Е.В. и Анохина Л.В.).

Обобщение опыта работы преподавателей собрано в «Банке методических идей» (текстовой вариант, электронный вариант).

    Целенаправленная методическая работа дает свои результаты: улучшилась подготовка учителей к урокам, организовано взаимопосещение уроков учителями. Результат – ежегодное проведение районных семинаров на базе школы.

    Недостатком является то, что нет связи с базовой школой (Оборонинская сош) по методической работе,  отсутствует совместный план методической работы.

     В новом учебном году заседания МО планируем проводить совместно.

     Все виды  управленческой деятельности администрации школы обеспечивают бесперебойный и планомерный ход образовательного процесса в рамках закона «Об образовании». Качество знаний, умений и навыков обучающихся находятся в основном на допустимом уровне. Школа стабильно работает в режиме функционирования. Способность обучающихся к усвоению в школе удовлетворительная.

 

 

 Сведения об успешном участии обучающихся за последние три года (победители и призеры олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.):

-         муниципальных - 27 Почетных грамот (каждое участие в мероприятиях Мордовского дома творчества, не обходилось без почетных грамот.

-         областных – 3 Почетные грамоты  (победители областного смотра-конкурса учебно-опытных участков; победители областного конкурса «Песня – 2005 на иностранном языке»; победители областного конкурса рисунков «Одаренные дети» 2006г). 

    В 2006 году школа заняла 1 место в конкурсе «Лучшие школы Мордовского района в номинации «Социальное партнерство» и награждена цветным телевизором.

    В феврале 2007 года мы подали заявку на участие в областном конкурсе

«Модели оптимизации сети общеобразовательных учреждений Тамбовской области»  и разработали проект «Функционирование группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе

Большеданиловского сельского социокультурного комплекса».

 

   Во все времена школа являлась на селе не только образовательным, но и культурным центром на селе. В ближайшей перспективе, мы видим себя хорошо оснащенным ССКК, призванным содействовать формированию нового сообщества по направлениям общеобразовательной, культурологической и досуговой деятельности.

   Анализируя работу школы, можно с удовлетворением сказать примерно так: «Наши учителя делают все возможное для создания в школе соответствующей развивающей среды, способной обеспечить индивидуальное раскрытие каждого ребенка, а само обучение и воспитание сделать максимально эффективным».

 

 

Проблемы образовательного учреждения.

 

1.     Основная проблема – бедность нашей школы (проблема не новая, но архиважная).

2.     Ухудшение социума населения.

3.     Низкая заинтересованность родителей образованием своих детей.